Уданское направление Кунг-фу

Тайцзицюань

Уданское направление Кунг-фу было сформировано на основе религиозно-философского учения даосизма о двух началах (Концепции Инь-Ян) и Теории пяти первоэлементов.

Цель практики Кунг-фу уданских направлений заключается в обретении человеком его Пути, а также следовании обретенному Пути в целях достижения Просветления, постижения Дао и обретения бессмертия.

Философия даосизма не отделяет внешнее от внутреннего. И, соответственно, для достижения высшей мудрости и духовного совершенства, по мнению даосских философов, необходимо подготовленное тело, и для этого были разработаны различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе боевые искусства, дыхательные упражнения, а также определенный рацион питания.

Игры пяти зверей

Пытаясь постичь секрет долголетия, даосские мастера перенимали способы дыхания у животных и птиц, продолжительность жизни которых была больше, чем у человека.

Для воссоздания их ритма дыхания принимались определенные позы, которые, перейдя от статичных к подвижным, легли в основу, так называемых, “звериных стилей“, характерных для всех направлений Кунг-фу.

Один из наиболее древних трактатов по Кунг-фу уданского направления, дошедших до наших дней, назывался “Игры пяти зверей”. Он был написан в 3 в, н.э. выдающимся лекарем – даосом Хуа То, который при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен.

Трактат описывал систему упражнений (прыжков, наклонов, раскачиваний, вращений, сокращений мышц), эмитирующую движения 5 животных:

  1. тигра,
  2. оленя,
  3. медведя,
  4. обезьяны и
  5. птицы.

Хуа То писал, что эта система упражнений излечивает болезни, укрепляет тело и надолго сохраняет здоровье и молодость.

Дальнейшее развитие эта система получила в крупном даосском центре в горах Уданшань. Игры пяти зверей стали неотъемлемой частью уданского направления Кунг-фу. Которое также включало в себя психомедитативные практики, управление внутренней энергией Ци, дыхательные, психофизические упражнения и особый рацион питания.

Уданский стиль Кунг-фу считается “мягким” или “внутренним” стилем.

Целью всех школ уданского направления (Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань и др.) являлось приведение человека в состояние естественности. Единства и гармонии с окружающим миром и самим собой.

Уданское направление Кунг-фу

Любой, кто совершал или провоцировал нападение в соответствии с философией уданских школ, нарушал гармонию и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель.

При этом агрессия в техники школ уданских направлений практически отсутствует, а приоритетом является оборона.

Иными словами, уданский мастер, следуя законам Вселенной восстанавливал нарушенное равновесие. И чужеродный элемент, нарушающий гармонию, просто устранялся (уничтожался) без злобы и агрессии.

Уданский стиль – это образ мягкого и слабого побеждающего – твердое и сильное. Податливость обращающая натиск противника против него самого, используя его же силу, что неизменно приводит к полной и безоговорочной победе над противником.

Основополагающими, всех внутренних стилей уданского направления Кунг-фу, являются следующие принципы:

  • Движения должны быть плавными и округлыми, взаимосвязанными, непрерывными, плавно сменяющими друг друга.
  • Внешние движения (работа рук, ног, бедер) и внутренние движения (контроль за дыханием, разумом и волей) должны быть гармоничными. 
  • Тело должно быть гибким, расслабленным и наполненным подобно мягкому шлангу‚ наполненному энергией. 
  • Мягкость должна сочетаться с твердостью. При этом внешняя расслабленность и мягкость порождают предельную жесткость в момент удара или блока.

В уданском Кунг-фу есть поговорка: “Корень сокровенной пружины произрастает из сердца“.

Тао – комплекс формальных упражнений

Практикующий должен научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений, которые исходят от сердца, в том числе при выполнении комплекса формальных упражнений – Тао.

Существует легенда, что первые Тао были разработаны некой древней исчезнувшей цивилизацией, которая, передала их людям как сакральную практику, направленную на физическое и духовное совершенствование.

Для Тао всех школ характерны четкий ритм, чувство дистанции и времени. Правильное дыхание и распределение энергии. А также чередование расслабления и концентрации, мягкости и жесткости.

При этом схемы движений в Тао воспроизводят различные сакральные геометрические фигуры-символы: квадрат, крут, спираль. Количество движений Тао, также соответствует “магическим” числам.

Обязательным требованием выполнения Тао является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение.

При выполнении Тао, как правило, не допускается импровизация.

Форма должна выполняться с точностью до малейших деталей. Такое требование в некоторых уданских школах, что объясняется тем, что создатели Тао – являлись носителями единого Знания, вестниками богов. Сами же Тао – это безупречно подобранный инструмент, пробуждающий и концентрирующий жизненную энергию, а также способствующий единению практикующего со Вселенной.

Все Тао различных школ уданского Кунг-фу связаны с кругом 8 триграмм и 64 гексаграмм “Книги перемен”.

В каждом движении присутствует магическая символика и философский смысл.

К примеру, Тао, так называемых “звериных стилей” способствуют обретению силы, неуязвимости и бесстрашия, присущих тому животному, чьи движения воспроизводятся.

Стили Уданского Кунг-фу

taichi

Наиболее известными школами уданского Кунг-фу являются Тайцзицюань. Синъицюань и Багуачжан (Багуа).

При чем основные положения Багуа не просто перекликаются с Тайцзицюань, но, как бы служат ее развитием.

Школа Багуачжан

Особенностью школы Багуа являются непрерывные спиралевидные вращения и движения по кругу. Основные приемы строятся на использовании комбинаций семи звериных стилей: 

  1. “Ястреба”,
  2. “Змеи”,
  3. “Дракона”,
  4. “Обезьяны”,
  5. “Аиста”,
  6. “Льва” и
  7. “Медведя”.

Важным элементом стиля является скорость вращения. Так старые мастера носившие косу добивались такой скорости выполнения движений, что их косы сохраняли горизонтальное положение, даже тогда, когда они падали и вставали.

Наиболее известным тестом школы Багуа является упражнение с наполненными водой или горящей жидкостью пиалами. Когда ученик выполнял упражнения с пиалами‚ находились в его руках, на голове и плечах. При этом из пиалы не должно было пролиться ни одной капли. Только тогда тест считался пройденным.

Мастера Багуа, так говорят об основных принципах стиля:

“Багуа – это движение в покое, а покой в движении. Неторопливость в быстроте и быстрота в неторопливости. Сила в мягкости и  мягкость в силе. Размеренность во всем, все в размеренности”.

Школа Синъицюань

Еще одной великой школой уданского направления считается Синъицюань (“Направленная воля“).

В Синъицюань сила прикладывается по вертикали в трех уровнях. Движения характеризуются большей жесткостью, в отличие от Багуачжан, где приложение силы осуществляется по горизонтали за счет энергии скручивания и раскручивания.

Базовая техника школы Синъицюань включает в себя пять видов энергии, отраженной в ударной технике:

  • Расщепление. Энергия удара резко поднимается вверх и опадает – рубящий удар.
  • Пробивание. Энергия проходит стадии сужения и расширения – отражающий удар.
  • Бурав. Энергия, как бы вкручивается сверлящий удар.
  • Глушение. Энергия исторгается подобно оружейному выстрелу – пушечный удар.
  • Пересечение. Энергия при ударе направляется вперед по дугообразной траектории – поперечный удар.

Основу тактики движений Синъицюань составляют четыре позиции: подъем, ввинчивание в оборону, приседание, поворот.

Беседы с Сенсеем

Если эта статья оказалась для вас полезной — поделитесь ей в соц сетях. А если вам есть что добавить — смело пишите в комментарии.


Добавить комментарий

Корзина для покупок
Прокрутить вверх