Уданское направление Кунг-фу было сформировано на основе религиозно-философского учения даосизма о двух началах (Концепции Инь-Ян) и Теории пяти первоэлементов.
Цель практики Кунг-фу уданских направлений заключается в обретении человеком его Пути, а также следовании обретенному Пути в целях достижения Просветления, постижения Дао и обретения бессмертия.
Философия даосизма не отделяет внешнее от внутреннего. И, соответственно, для достижения высшей мудрости и духовного совершенства, по мнению даосских философов, необходимо подготовленное тело, и для этого были разработаны различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе боевые искусства, дыхательные упражнения, а также определенный рацион питания.
Игры пяти зверей
Пытаясь постичь секрет долголетия, даосские мастера перенимали способы дыхания у животных и птиц, продолжительность жизни которых была больше, чем у человека.
Для воссоздания их ритма дыхания принимались определенные позы, которые, перейдя от статичных к подвижным, легли в основу, так называемых, “звериных стилей“, характерных для всех направлений Кунг-фу.
Один из наиболее древних трактатов по Кунг-фу уданского направления, дошедших до наших дней, назывался “Игры пяти зверей”. Он был написан в 3 в, н.э. выдающимся лекарем – даосом Хуа То, который при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен.
Трактат описывал систему упражнений (прыжков, наклонов, раскачиваний, вращений, сокращений мышц), эмитирующую движения 5 животных:
- тигра,
- оленя,
- медведя,
- обезьяны и
- птицы.
Хуа То писал, что эта система упражнений излечивает болезни, укрепляет тело и надолго сохраняет здоровье и молодость.
Дальнейшее развитие эта система получила в крупном даосском центре в горах Уданшань. Игры пяти зверей стали неотъемлемой частью уданского направления Кунг-фу. Которое также включало в себя психомедитативные практики, управление внутренней энергией Ци, дыхательные, психофизические упражнения и особый рацион питания.
Уданский стиль Кунг-фу считается “мягким” или “внутренним” стилем.
Целью всех школ уданского направления (Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань и др.) являлось приведение человека в состояние естественности. Единства и гармонии с окружающим миром и самим собой.
Любой, кто совершал или провоцировал нападение в соответствии с философией уданских школ, нарушал гармонию и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель.
При этом агрессия в техники школ уданских направлений практически отсутствует, а приоритетом является оборона.
Иными словами, уданский мастер, следуя законам Вселенной восстанавливал нарушенное равновесие. И чужеродный элемент, нарушающий гармонию, просто устранялся (уничтожался) без злобы и агрессии.
Уданский стиль – это образ мягкого и слабого побеждающего – твердое и сильное. Податливость обращающая натиск противника против него самого, используя его же силу, что неизменно приводит к полной и безоговорочной победе над противником.
Основополагающими, всех внутренних стилей уданского направления Кунг-фу, являются следующие принципы:
- Движения должны быть плавными и округлыми, взаимосвязанными, непрерывными, плавно сменяющими друг друга.
- Внешние движения (работа рук, ног, бедер) и внутренние движения (контроль за дыханием, разумом и волей) должны быть гармоничными.
- Тело должно быть гибким, расслабленным и наполненным подобно мягкому шлангу‚ наполненному энергией.
- Мягкость должна сочетаться с твердостью. При этом внешняя расслабленность и мягкость порождают предельную жесткость в момент удара или блока.
В уданском Кунг-фу есть поговорка: “Корень сокровенной пружины произрастает из сердца“.
Тао – комплекс формальных упражнений
Практикующий должен научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений, которые исходят от сердца, в том числе при выполнении комплекса формальных упражнений – Тао.
Существует легенда, что первые Тао были разработаны некой древней исчезнувшей цивилизацией, которая, передала их людям как сакральную практику, направленную на физическое и духовное совершенствование.
Для Тао всех школ характерны четкий ритм, чувство дистанции и времени. Правильное дыхание и распределение энергии. А также чередование расслабления и концентрации, мягкости и жесткости.
При этом схемы движений в Тао воспроизводят различные сакральные геометрические фигуры-символы: квадрат, крут, спираль. Количество движений Тао, также соответствует “магическим” числам.
Обязательным требованием выполнения Тао является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение.
При выполнении Тао, как правило, не допускается импровизация.
Форма должна выполняться с точностью до малейших деталей. Такое требование в некоторых уданских школах, что объясняется тем, что создатели Тао – являлись носителями единого Знания, вестниками богов. Сами же Тао – это безупречно подобранный инструмент, пробуждающий и концентрирующий жизненную энергию, а также способствующий единению практикующего со Вселенной.
Все Тао различных школ уданского Кунг-фу связаны с кругом 8 триграмм и 64 гексаграмм “Книги перемен”.
В каждом движении присутствует магическая символика и философский смысл.
К примеру, Тао, так называемых “звериных стилей” способствуют обретению силы, неуязвимости и бесстрашия, присущих тому животному, чьи движения воспроизводятся.
Стили Уданского Кунг-фу
Наиболее известными школами уданского Кунг-фу являются Тайцзицюань. Синъицюань и Багуачжан (Багуа).
При чем основные положения Багуа не просто перекликаются с Тайцзицюань, но, как бы служат ее развитием.
.
Школа Багуачжан
Особенностью школы Багуа являются непрерывные спиралевидные вращения и движения по кругу. Основные приемы строятся на использовании комбинаций семи звериных стилей:
- “Ястреба”,
- “Змеи”,
- “Дракона”,
- “Обезьяны”,
- “Аиста”,
- “Льва” и
- “Медведя”.
Важным элементом стиля является скорость вращения. Так старые мастера носившие косу добивались такой скорости выполнения движений, что их косы сохраняли горизонтальное положение, даже тогда, когда они падали и вставали.
Наиболее известным тестом школы Багуа является упражнение с наполненными водой или горящей жидкостью пиалами. Когда ученик выполнял упражнения с пиалами‚ находились в его руках, на голове и плечах. При этом из пиалы не должно было пролиться ни одной капли. Только тогда тест считался пройденным.
Мастера Багуа, так говорят об основных принципах стиля:
“Багуа – это движение в покое, а покой в движении. Неторопливость в быстроте и быстрота в неторопливости. Сила в мягкости и мягкость в силе. Размеренность во всем, все в размеренности”.
Школа Синъицюань
Еще одной великой школой уданского направления считается Синъицюань (“Направленная воля“).
В Синъицюань сила прикладывается по вертикали в трех уровнях. Движения характеризуются большей жесткостью, в отличие от Багуачжан, где приложение силы осуществляется по горизонтали за счет энергии скручивания и раскручивания.
Базовая техника школы Синъицюань включает в себя пять видов энергии, отраженной в ударной технике:
- Расщепление. Энергия удара резко поднимается вверх и опадает – рубящий удар.
- Пробивание. Энергия проходит стадии сужения и расширения – отражающий удар.
- Бурав. Энергия, как бы вкручивается сверлящий удар.
- Глушение. Энергия исторгается подобно оружейному выстрелу – пушечный удар.
- Пересечение. Энергия при ударе направляется вперед по дугообразной траектории – поперечный удар.
Основу тактики движений Синъицюань составляют четыре позиции: подъем, ввинчивание в оборону, приседание, поворот.
Если эта статья оказалась для вас полезной — поделитесь ей в соц сетях. А если вам есть что добавить — смело пишите в комментарии.