Путь в тысячу ли начинается с первого шага
Популярность боевых искусств Востока в западном мире, в том числе и в России, вот уже несколько десятилетий остаётся высокой. Китайское ушу занимает здесь центральное место. В разные периоды истории к Ушу относили технику владения оружием и рукопашный бой, способы оздоровления и врачевания, народные праздничные ритуалы и танцы, театральные и цирковые выступления. И не смотря на это, Ушу стало истоком для всех без исключения, направлений боевых искусств Востока (каратэ, дзюдо, айкидо, вьетводао и др.). И в тоже время Ушу (особенно в России) ассоциируется с китайской «военизированной» гимнастикой, искусством хореографии и балета.
Но вернёмся к истории. Китайское слово Ушу состоит из двух иероглифов «у» и «шу», где «у» — переводится как «воинское», а «шу» — искусство. Традиционно полный перевод Ушу — означает «воинское искусство».
В современное время, отошло на второй план понятие Ушу как воинского искусства и почти ушло в прошлое понимание Ушу как «Пути». Вперед выдвинулось Ушу как спорт.
В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: «…является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия».
Однако спорт, по определению, воинским искусством не является. Поэтому многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за пределами КНР) полностью отвергают современное «официальное» Ушу и противопоставляют ему «народное» (традиционное), сохранившее истинный смысл Ушу как Пути духовного совершенствования и воинского искусства.

Российской школе «Хоу цюань» уже более 30 лет. Первый выход в «свет» данного направления боевых искусств, состоялся 11 февраля 1990 года на соревнованиях по Ушу организованных Дальневосточной Ассоциацией Восточных Единоборств в городе Владивостоке. Данный стиль (кулак обезьяны) относится к традиционным стилям Ушу направления «Сянсин – цюань» (подражательные стили), история которых насчитывает столетия, но, то что, а точнее как было показано, совершенно отличалось от общепринятых норм и требований для китайских боевых искусств.
Движение «новой обезьяны» напоминали то взмахи крыльев журавля, то удары лапой богомола, то стойку тигра или стойку змеи, то после кувырка и быстрого перемещения характерного для стиля обезьяны, набор резких ударов рукой, напоминающий бокс. Переход с шатающейся походки характерного для стиля пьяницы, в серию ударов ногами. Любой знаток Восточных единоборств мог бы найти в этой обезьяне, родственные ему приёмы. Даже жёсткий Муай Тай не прошел мимо озорной обезьяны. Град ошеломляющих ударов локтями и коленями вперемешку с ужимками, подскоками, акробатическими элементами и особым положением рук. Создавалось впечатление, что данный стиль вобрал в себя все существующие виды традиционного Ушу и восточных единоборств, при этом сохранив основную форму и содержания стиля Хоу цюань (стиля обезьяны).
Специалисты Дальневосточной Ассоциации Восточных Единоборств заинтересовались «новой обезьяной», даже обратились к китайским мастерам Ушу за разъяснением, по поводу родившейся на русской земле «Обезьяне». Ответ был прост — это ваша «обезьяна», русская. Так родилось российское направление китайского Ушу «Хоу цюань». Соединение культур Востока и Запада.
В течение 30 лет стиль «Хоу цюань» российского направления совершенствовался. Разрабатывались и проверялись методики преподавания. Изучались и опробовались различные стили и направления боевых искусств: стиль орла, богомола, тигра и журавля, пьяницы, змеи, каратэ, боевого самбо, муай тай и вин чун, шаолинь цюань и спортивный чан цюань. И то, что было приемлемо входило в программу подготовки учеников школы «Хоу цюань».
Более 15 лет совершенствовалась техника «новой обезьяны» в военно-прикладных дисциплинах (включая систему подготовки лазутчиков — ниндзюцу), обогатив тем самым российский Хоу цюань реальными и эффективными приёмами рукопашного боя, навыками использования в бою различных видов холодного оружия и предметов повседневного обихода. Умением вести бой в ограниченном пространстве и на ограниченной опоре. Медитативными практиками. Дыхательными упражнениями. Но самым важным для российской школы «Хоу цюань», было и остаётся – философия.
За период «взросления» (за 30 лет), российская школа «Хоу цюань» выстроилась в единую целостную систему передачи знаний с постепенным «погружением» или иначе «проникновением» в тайны постижения «Пути» и воинских искусств.