Каратэ Шотокан — боевое искусство защиты и нападения.

каратэ
Каратэ — искусство ведения боя ногами и невооруженными руками; ударная техника защиты и нападения. Каратэ попало в Японию с Окинавы, где оно на протяжении многих веков формировалось путем слияния собственно окинавских техник единоборства с приемами, попадавшими на остров с материка — с Корейского полуострова и из Китая. Термин “каратэ” (“китайская рука”) был введен в обращение в ХVIII в. неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Каратэ-но Сакугава. В начале ХХ в. окинавец Гитин Фунакоси, считающийся “отцом” современного японского каратэ, предложил для написания названия усовершенствованного им боевого искусства омоним со значением “пустая рука”, то есть невооруженная рука.
Фунакоши
Основатель каратэдо и его классического стиля Шотокан, Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957) родился в королевской столице острова Окинава — Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны государства вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времён каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жёстким давлением запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство самообороны.

В китайских литературных источниках упоминания об искусстве ведения боя ногами и невооруженными руками встречаются еще в VII в. до нашей эры. Однако считается, что расцвет воинских искусств наступил в VI в. нашей эры, после пришествия из Индии в Китай монаха Бодхихармы, первого патриарха буддизма в Китае. Бодхихарма, в Японии известный как Бодай-Дарума, соединил существовавшие до него приемы борьбы с техникой и философией йоги, требовавшей от бойца осмысления своих действий, и постулатами буддизма, который в Китае слился с даосизмом и трансформировался в дзэн-буддизм. Йогические и дзэнские медитативные техники позволяли бойцу, владеющему приемами боя, достичь такого состояния, при котором он мысленно как бы сливался с противником и мог спонтанно и максимально адекватно реагировать на все его движения.

В 1372 г. король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от Китая, и на Окинаву прибыли китайские колонисты, которые стали обучать местное население основам мореплавания, книгопечатания и ремесел. Они же познакомили островитян с китайскими боевыми искусствами, в частности с искусством рукопашного боя цюаньфа (цюань по-китайски “кулак”, фа – “закон”, “способ”). По-японски это слово звучит как “кэмпо”. Часть идеограммы «кемпо» (по китайски «чуань») — «тэ», (рука, руки — в смысле рукопашного боя) стало обозначать рукопашный бой на Окинаве. Назвался он так же Буси-но-тэ (руки воина), Окинава-тэ (руки Окинавы), То-тэ (волшебная рука) или Кара-тэ (китайские руки) — волшебный, или китайский рукопашный бой. Японское произношение этой идеограммы двоякое: «То» – волшебный, или «Кара» китайский, Великий Китай династии Тан.

Китайская техника цюаньфа соединилась с существовавшими на острове местными техниками единоборств, что и послужило основой для формирования окинавского кэмпо. Толчком к его развитию послужили запреты на ношение оружия для всех, кроме высших феодалов и королевской дружины. Окинавские крестьяне, оказавшиеся безоружными перед произволом солдат и чиновников, начали искать спасения через овладение техникой боя без оружия. После того как Окинава была завоевана Японией, на острове была проведена “Охота за мечами”. Утаившие холодное оружие крестьяне, горожане и монахи подлежали смертной казни. На всю деревню оставляли лишь один нож для разделки туш, и тот тщательно охраняли, а выдавали его только под расписку, кузницы же закрывали, чтобы исключить возможность производства оружия.

Для оказания сопротивления вооруженным солдатам население Окинавы начало объединяться в тайные общества, занимавшиеся изучением кэмпо, которое на островах получило название “окинава-тэ” (“окинавская рука, окинавский кулак”). Техника окинава-тэ держалась в тайне от властей, и за ее раскрытие предателю полагалась смерть. Чтобы выжить в схватке с хорошо вооруженными солдатами, повстанцы вынуждены были превращать в оружие свои руки и ноги. Это достигалось суровыми тренировками. Коленями, ступнями, локтями и кулаками на тренировках часами били по макиваре – плотно перевитому снопу соломы, прикрепленному к амортизирующему шесту или доске. Пальцы ладоней втыкали в ведро фасоли, которую спустя месяцы тренировок заменяли на песок или мелкую гальку: со временем такой рукой-копьем можно было проткнуть конское брюхо и даже доспехи воина.

Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание «победить или умереть» призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы — «одним ударом наповал, движение — минус противник», «только опыт имеет значение», были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин-рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски — Шаолинь-шу чуань (Шорин — молодой лес). В отличие от староокинавского направления Шорэй («душа, постигшая просветление»), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры — Асато Анко был непревзойдённым специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.

Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского флота также начали заниматься каратэ, после чего о нём уже заговорили и в Токио. В 1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали своё искусство. Демократические тенденции эры Тайсё (Великая справедливость 1912 – 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную активность. В 1916-1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии. И в 1916 году Гичин выступает в «Бутокодене» перед официальными лицами Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами в 20-е годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918-1919 гг., под давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес к боевым искусствам.

КаратэКомандующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий император просмотрел показательную программу в замке Шури под руководством Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов в томишивари (разбивание предметов) была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически не отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Всё это было отражено в официальном отчёте японскому правительству и определило дальнейшее развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена. Мастер был приглашён на первую национальную атлетическую выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ — Окинавское искусство с вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную популярность каратэ у широких слоёв населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал её учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано — основатель дзюдо, поражённый техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал высокоэффективным и приобрёл каратэ – подобные черты. Однако, ввиду конкуренции, этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга “Рюкю Кэмпо Каратэ” (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: “что такое каратэ”, “ценность каратэ”, ” тренировки и преподавание”, ” организация каратэ”, “основные принципы и ката”: Хейан 1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин, Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши, Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и китайские. В приложении к книге “Рюкю Кэмпо Каратэ”, были описаны меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.

Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. “В каратэ каждый находит то, что ищет…”, — говорил великий мастер.

Росло желание общества заниматься каратэ. И, прежде всего, активную позицию в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году университет Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай До) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1924 году публикуется — этапная работа: Рентан Гошин Каратэ-джитсу.

В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу-Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито рю). Реформа была неизбежна. “Каратэ может быть одно…” – говорил Фунакоши Гичин, и все с ним тогда соглашались.

В 1929 году Фунакоши изменил написание слова “каратэ”. Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал изменение написания слова “каратэ” в работе “Дай Ниппон Кемпо Каратэ” (великий японский метод кулака пустой руки). В буддистских выражениях “Шики соку зеку, ку соку зешики” (материя — пустое, всё — суета) иероглиф “Ку” (правда, истина, справедливость) может произноситься — “кара” – “пустой”. Он и заменил однозвучный иероглиф “кара” — китайский (“каратэ” —- волшебный, или китайский рукопашный бой; “каратэ” — техника боя пустой рукой.)

“Как отполированная поверхность зеркала отражает всё, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить всё, с чем бы он не столкнулся” — так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, бескорыстный, истинный).

В 1935 году Гичин Фунакоши ввёл иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве (каратэдо — путь пустой руки, система самосовершенствования и познания).

Фунакоши с соратниками провёли огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета – огасавара. В арсенал официального каратэдо не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не подходили для открытого обучения.

Карате - катаКата (яп. — форма, образ) — канонизированные формальные технические комплексы приёмов традиционного каратэ, эффективность которых очень высока в типовых ситуациях реального боя. Ката зародились в средние века и прочно утвердились как неотъемлемая часть в практике каратэ, как средство для сохранения и передачи от учителя к ученику, уникальных знаний, культуры и духа боевого искусства. Они содержат все основные технические характеристики и особенности стиля, принципы и традиции, уходящие в глубину веков. До 20 века Ката являлись практически единственной формой подготовки в предельно условном и обобщенном виде.
Как и любое искусство, демонстрация ката через мастерство исполнения оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие. Вопреки общему мнению ката нельзя сортировать по степени технической сложности, так как это не отражает глубины познания. Формальное исполнение без внутреннего содержания не имеет должного эффекта, и может быть бесполезно. Многообразие в ката необходимо именно для того, чтобы каждый мог правильно выбрать форму для себя, отрабатывать одну-две ката, чтобы они стали, независимо от вашего сознания, эффективными. Другие же ката будут служить для сравнения и понимания смысла движений других людей, расширять познания.

В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэдо. Весной 1936 года он был открыт под названием «Шотокан», на котором настояли ученики Фунакоши. “Шото” или “Сёто” — псевдоним учителя, “Кан” — здание, дом. В этом зале оттачивали своё мастерство самые достойные бойцы со всей Японии. Они с гордостью говорили: “Мы из Шотокана”. В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэдо (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием мирового каратэдо. Однако мастер предупреждал ещё тогда, что больший уход в сторону условно-показательного спорта приведёт к потере сущности боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искусства боя, и призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трёхсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. «До», которого должны придерживаться все последователи, теряет естественный характер, становится сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации.

В 1937 году в Японии вводится преподавание каратэ-до по методу Шотокан во флоте и в войсках.

Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915-1945). Великий учитель видел в нём своего приемника, с ним он занимался индивидуально и без посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал ассистентом Гичина и управлял залом «Шотокан», вплоть до 1945 года. Он практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввёл удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури-аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши-дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945 году в Японии не могли лечить туберкулёз, которым болел Йошитака, и он умер от лёгочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 – 1989гг.) привёл Японию к национальной катастрофе 1945 года, к введению оккупационных войск и запрету будо. В 1947 году ещё одна невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трёхмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку).

В 1948 году командой Фунакоши был создан фонд JKA (Японская ассоциация каратэ), для развития каратэ в Японии и экспорта его во всем мире, в целях поддержки Японской культуры и поврежденной войной международной репутации. В 1950 году, с началом корейской компании, происходит перестройка политических сил на Дальнем Востоке и в Японии вновь открывается Бутокуден, в 1952 году разрешаются занятия всеми видами боевых искусств. В 1953 году ведущие мастера впервые официально были привлечены для обучения и демонстрации в США. Фунакоши уже стар и отходит от политики, готовит к изданию свою последнюю работу «Каратэ-до – путь моей жизни». Но до последних дней своей жизни мастер не переставал практиковать каратэ-до и удивлять эффективностью своих действий. Старый мастер контратаковал настолько быстро, что фотоснимки получались очень смазанными.

В 1956 году ученик Фунакоши Гичина Эгами Сигэру основывает и регистрирует общество Шото-кай, пытаясь сохранить принципы боевого искусства, которые под давлением спортивного направления стали заметно попираться. В 1957 году начинает реально работать программа посылки японских специалистов JKA по каратэ за границу, и проводится официальный чемпионат по каратэ. Но 1957 год – год великой утраты. Основатель каратэдо умер.

Фунакоши Гичин, обобщив методы, философию и мораль единоборств ошеломил весь мир своими достижениями и вызвал интерес ко всем восточным единоборствам. Сейчас можно услышать много предположений, историй и выдумок о прошлом в каратэ. Но неоспоримо одно — именно Гичин Фунакоши открыл и Японии и миру это искусство, спорт и метод самообороны. Это был лидер последнего поколения мастеров, для которых каратэ было ещё и способом выживания. Он основал Шотокан как систему общедоступной тренировки, которую использовали все каратисты мира на протяжении многих лет. Поэтому Шотокан рассматривают как стержень для всех видов и стилей современного каратэ-до.

В Токио в 1964 году строится Ниппон Будокан (зал японских воинских принципов), который становится центром боевых искусств Японии. В 1968 году создаётся федерация всех японских организаций по каратэ-до (FAJKO или GKF), которая руководит всеми направлениями, в том числе и JKA. Освоение каратэ, как явления древней культуры Японии, метода самозащиты и спорта содействовало процессу интеграции духовных ценностей западной и восточной культур. Практически во всех странах стали проходить первенства и чемпионаты, создавались сборные команды. В 1970 году в Токио состоялся первый чемпионат мира по правилам иппон-шобу (по правилам Шотокан, что подтверждает его авторитет и рост популярности в мире) и состоялась учредительная конференция WUKO, куда вошли Европейский, Панамериканский, Азиатско-Тихоакеанский и Африканский союзы каратэ. Правила Шотокан эксклюзивно использовались на чемпионатах Мира и континентов вплоть до 1975 года. В 1977 на 4-м чемпионате мира впервые использовали правила санбон-шобу. Но и после введения чисто популистских правил до настоящего времени Правила Шотокан остаются наиболее популярными.

Реально в Шотокан больше общего, чем любых различий, которые сводятся к вопросу о персональной власти и амбициях. Шотокан соответствует целям и задачам физической культуры. Являясь важнейшим компонентом целостного развития личности, составной частью общей культуры, создает устойчивую мотивацию и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни и самосовершенствованию, достижению высокого уровня психофизической подготовки. В Шотокан — широкий диапазон физической нагрузки. Требования соблюдения этикета и уважения к противнику исключают проявления жестокости и насилия, которые наказываются дисквалификацией. Начальные этапы многолетней подготовки спортсменов вообще не требуют инвентаря и оборудованной площадки, только спортзал. Для достижения высоких спортивных результатов необходимо не дорогостоящее оборудование (мешки, лапы и т.п.). Поэтому легко создать равноправные условия спортсменам для тренировок и соревнований.

Характерной чертой стиля является единство базовой техники практики боя и ката, отсутствие весовых категорий, что позволяет проводить в рамках стиля различные соревнования. В отличие от спортивного каратэ в схватках, наряду с эффективностью действий, оценивается их техническая правильность с позиции стиля. Одно движение может привести к победе или поражению, что резко повышает психологический накал схватки, объясняет ее скоротечность. Этот же фактор позволяет значительно расширить возрастной диапазон участвующих в соревнованиях, что связано с восстановительными способностями организма и низким травматизмом. Соревновательные программы с обязательным реальным, но заранее известным ударом позволяют демонстрировать технику даже для детей младшего возраста, женщин и стариков. Для хорошо подготовленных спортсменов существует раздел дзю-кумитэ – условно-контактный бой с демонстрацией комбинированной техники.

6 июня 1985 года WUKO было признано МОК. После проведения яркого чемпионата мира 1988 года в Египте по шобу-иппон WUKO вплотную было нацелено на олимпийскую систему. В условиях «перестройки» Госкомспорт СССР уже не мог оставаться в стороне. Спортивная администрация, понимая несостоятельность запретов, при высоком интересе населения к каратэ, вынуждена была опять заняться вопросами восточных единоборств, к сожалению, применяя старую административную практику. С опаской обходили вопросы развития стилей. Опять навязывался «единственный путь решения проблем» — контроль развития каратэ административными мерами без учета мнения всех заинтересованных сторон, что могло привести лишь к появлению новых проблем.

Феномен особой привлекательности каратэ-до Шотокан — в огромном разнообразии, что позволяет любому желающему найти именно то, что ему ближе. Стилевая базовая подготовка является частью общей культуры, мощным и бесконфликтным способом самосовершенствования. Занятия, не преследуя ярко выраженной спортивной цели (чемпионами все быть, не могут), способствуют самоорганизации, выполняют в тоже время, как минимум, функцию начальной и базовой, спортивной подготовки, создают специфическую популяцию для спортивного отбора. Психологическая установка «я лучше всех», может легко оттолкнуться от «школьной» – «не хуже других», в условиях грамотного спортивного отбора. К призывному возрасту создаётся необходимая база для занятий комбинированной техникой рукопашного боя без ущерба для психического развития.

Шотокан включен в государственные программы обучения многих стран, а в Японии с 1902 года, что отчасти объясняет рекордное долголетие ее жителей. Данные медицинского обследования еще в середине 90-ых годов XIX века на Окинаве выявили удивительную пропорциональность силу и выносливость большой группы подростков, занимающихся каратэ-до. После ряда медицинских, социальных и педагогических исследований в области каратэ ещё в 1902 году эту дисциплину официально ввели в учебную программу. Шотокан связан с широким диапазоном физической активности, создает устойчивую мотивацию и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни и самосовершенствованию, достижению высокого уровня психофизической подготовки.

Из открытых источников Интернет

от aleksobovskoy:

Каратэ Шотокан входит в систему армейского рукопашного боя силовых структур РФ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − одиннадцать =

Top