Что такое айкидо и кому оно подходит

Айкидо

Айкидо — одно из загадочных японских боевых искусств.

С появлением большого разнообразия огнестрельного оружия интерес к восточным видам единоборств неиссяк. Одним из загадочных видов боевого искусства Японии, является айкидо. Так что же такое айкидо и каковы его принципы? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей сегодняшней теме.

Айкидо — японское духовное боевое искусство, разработанное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

История создания айкидо

Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Омото-кё. Впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё. В своём доме он постелил 18 циновок и начал обучать последователей учения Омото-кё.

Основатель айкидо - Морихэй Уэсиба

Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.
В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки Дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников наездами, что не помешало Морихею Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.

Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу.

Неправильно будет считать айкидо исключительно системой различных приёмов и принципов.
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, а также кэн-дзюцу. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу.

Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения. Морихэй Уэсиба писал: Айкидо — это не боевое искусство, а Искусство Мира, объединение сознания с вселенной.

Принципы айкидо.

Айки Айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества.

В айкидо нет соревнований, а практикуется ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров защищается (он называется тори, ситэ либо нагэ в зависимости от школы, а другой атакует (он называется укэ). Партнёры поочерёдно меняются.

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружён.

Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.

Вместе с тем ма-ай не всегда означает именно дистанцию — а так же безопасное место в пространстве, которое открывается на время удара. Большинство входов тесно связаны с понятием ма-ай и ведут Нагэ (Ситэ) именно в эту безопасную область (зону). Например Тэнкан-уход от атаки Ёкомэн-учи — дистанция сократилась, тем не менее ма-ай не была нарушена, если Нагэ (Ситэ) обезопасил себя уходом и отводом атакующей руки. Вкратце ма-ай можно определить как позиция в пространстве, где вы можете воздействовать на Укэ, а он на вас не может. Ма-ай так же зависит от понятия Кудзуси (выведение из равновесия) — чем более разбалансирован Укэ, тем просторнее ма-ай, так как из такого положения он не сможет вас атаковать… например ударить второй свободной рукой.

Уход с линии атаки

Первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки, уход во внутрь называется ути сабаки.

Ирими и тэнкан — эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу. Ирими (омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением), тэнкан (ура) — круговой уход. Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.

Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.

Работа “центром”. Наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое. Уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее.

Точка суми. 

Суми — выведение укэ из равновесия. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также применяется точка суми, в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени инерция нападающего, а также физиологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырёхугольным основанием. Где два угла (суми) будут заполнены, а два пустыми. Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, айкидока вынуждает укэ к падению. При этом центр тяжести укэ смещается в маэ-суми (передний пустой угол) или усиро-суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и усиро суми несколько раз. Хорошо проведённое суми приведёт к падению укэ. Это является основой базовых техник айкидо.

Укэми — страховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Различают маэ-укэми (страховка вперёд), усиро-укэми (страховка назад), ёко-укэми (боковая страховка).Маэ-укэми и усиро-укэми могут выполняться из позиции стоя (тати-вадза) и из позиции кидза (сувари-вадза). Существуют также хантэн-укэми (перекат на спине с отбивом рукой) и тоби-укэми (высокая страховка, прыжок)

Осаэ — контроль (удержание), обычно завершающий этап приёма: уход с линии атаки (вход) — кудзуси — проведение техники — контроль. Чаще всего техника заканчивается приёмом удержания (осаэ-вадза), но также может заканчиваться броском (нагэ-вадза). Контроль позволяет нейтрализовать агрессора и исключить его повторные атаки.

Атэми — это разновидность ударной техники. В разных школах Айкидо Атэми трактуют и применяют по разному, но тем не менее есть и общие признаки:
1. Атэми — это вспомогательная техника для перехода к основной: броску или контролю.
2. Атэми — это не обязательно удар в голову — удар по кисти, в выключенный локоть, в бицепс, по плавающим рёбрам — всё это тоже разновидности атэми.
3. Целью атэми не является 100%-е поражение Укэ при помощи только удара (травма, нокаут).

В зависимости от цели Атэми делятся на пять основных видов:

1. Отвлечение внимания Укэ для проведения основного действия (Дори, Кузуши, Кансецу, Какэ, Нагэ) — ложный удар, финт.
2. Быстрый удар без вложения Центра — поддержание инициативы в слабых точках (Suki). Где противник может провести контртехнику или второй удар.
3. Атэми как вид болевого воздействия на суставы (Ate-Kansetsu). Например, удар в плечо, подбородок снизу, в выключенный локоть или согнутую кисть.
4. Атэми как Кюсё. Быстрое нажатие на болевую точку с короткой дистанции, например, тычок пальцем в ямку под кадыком.
5. Атэми как бросок (Например Атэ-Тенчи-Нагэ). Здесь атэми может служить как способ выведения из равновесия для броска. Или же наоборот завершать технику после того, как Укэ уже лишён равновесия.


Корзина для покупок
Прокрутить вверх