Джиу-Джитсу (Дзю-дзюцу) в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство». Представляет собой систему подготовки воина. Разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя. Пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. Термин “Дзю-дзюцу” (иное произношение (англ.) — “Джиу-джитсу” либо “Джиу-Джитцу”) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и, с так называемым, “подручным” оружием.
Дзю (Джиу) — легко, уступчиво, нежно;
дзюцу (Джитсу) — искусство, способ.
Джиу-Джитсу зарекомендовало себя как один из наиболее эффективных видов единоборств и включает в себя:
- ударно-бросковую технику;
- болевые и удушающие приемы;
- работу с оружием.
Базовые техники джиу-джитсу:
- Позиции (стойки) (сизей)
- Техника передвижений (синтай)
- Техника поворотов и подворотов (тайсабаки)
- Техника бросков (нагеваза)
- Техника ударов по болевым точкам (атемиваза)
- Техника защит (укеваза)
- Удушение (шимеваза)
- Удержание (осаекомиваза)
- Болевые приемы (кансетсуваза)
- Техника падений (укеми)
- Техника захватов (кумиката)
Подготовка в Джиу-Джитсу.
Синтай Тайсо — физическая подготовка
Физические упражнения служат развитию важных для последователя боевого искусства качеств. К ним относятся упражнения для развития физической силы «кинрёку ундо». Упражнения для развития гибкости «дзюнан ундо». Упражнения, развивающие скорость «сокурёку ундо». Методы развития выносливости «дзикурёку ундо». Также специальные практики, развивающие ловкость «киёса ундо» и координацию движений «коо ундо».
Кроме специальных упражнений, входящих в соответствующие разделы, развитию этих качеств служит выполнение техники в различных режимах танрэн ката. Например, технические приемы можно выполнять с высокой скоростью, что развивает скоростно-силовые качества. Многократные повторения развивают выносливость. Тренировка с акцентом на дыхании развивает дыхательную систему. Сопротивление развивает силу. Усложнение технических действий выполнением их на наклонной или на узкой поверхности развивает координацию, ловкость и т.п.
Методы развития физических качеств называются «синтай рэнсю хо». К ним относятся упражнения, выполняемые с партнёром «сотай рэнсю». Упражнения, выполняемые в одиночку «тандоку рэнсю». И упражнения, выполняемые с дополнительными предметами «кигу хо». Например, с отягощением в руках и прочие. Практика танрэн ката — технические действия, которые выполняются для развития физических качеств могут относится ко всем разделам.
Физические упражнения делятся также на подготовительные «дзюмби ундо», основные «тайсо ундо» и завершающие «сэйри ундо».
Сэн-хо — тактическая подготовка
Тактическая подготовка является очень важным элементом общей подготовки в любом виде боевого искусства. Существует множество тактических приемов, но основных видов тактики можно выделить несколько. Это «сэн», «сэн но сэн», «тай но сэн», «го но сэн» и «ки но сэн». Технические действия боевого искусства могут быть использованы в различных ситуациях. Владение тактическими приемами учит применению техники в схватке. Этот раздел обычно не изучается на начальном уровне. В Бушинкан дзю-дзюцу передаётся только ученикам Школы, хорошо освоившим базовую технику. Каждый из указанных ниже видов тактики имеет ряд конкретных приемов реализации. Применению тактических приемов обучают на специальных занятиях для обладателей черного пояса.
5 принципов использования тактики (сэн но гохо):
- Проявление инициативы (Сэн).
- Захват инициативы (Сэн но Сэн).
- Отбор инициативы (Го но Сэн).
- Перехват инициативы (Тай но Сэн).
- Захват энергетики (Ки но Сэн).
Сэн
Проявление инициативы в боевом искусстве выражается атакой. Таким образом, использование принципа сэн проявляется в атакующей тактике. Сэн — это атакующая тактика, при которой атака проводится постоянно, подавляя защиту противника. Это полный захват инициативы, начавшийся практически с самого начала схватки. Неожиданное нападение это также сэн.
Сэн но Сэн
Принцип сэн но сэн проявляется в атаке, начатой в тот момент, когда противник планировал атаковать вас. И уже решился атаковать, но еще не сделал этого. Или только-только начал предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Этот короткий миг и является моментом вашей атаки в тактике сэн но сэн. Таким образом, можно сказать, что инициатива, которую он планировал проявить, была в самом начале захвачена вами.
Го но Сэн
Го но сэн — это перехватывание инициативы. Этот вид тактики предполагает вызов атаки противника. Затем контратаку, выполняемую в момент, когда противник уже не может остановить своих действий. На начальном этапе подготовки, этот тактический прием обычно проявляется проще. Он предполагает контратакующие действия, проведенные после того, как атака противника завершена и его Ки иссякло. Например, это может быть контратака после проведения противником захвата. Или после окончания удара, от которого вам удалось уйти.
Тай но Сэн
Тай но сэн — это синхронная контратака, при которой вы атакуете противника в момент его атаки. При этом, ваше действие заканчивается почти одновременно с действием противника, возможно, несколько опережая его. Применение принципа тай но сэн является одним из наиболее сложных в боевом искусстве. И также одним из наиболее эффективных. Синхронная контратака позволяет последователю Школы добиться сложения сил и скоростей. Что делает его технику намного более эффективной и практически лишает противника возможности защищаться. В случае тай но сэн вы начинаете свою контратаку почти одновременно с атакой противника. Заканчиваете ее в тоже время. Смещая его атаку в сторону или уходя с линии его атаки. К тай но сэн также относятся приемы айки наге.
Ки но Сэн
Ки но сэн — это захват энергии противника, подавление его. Этот метод неразрывно связан с понятиями киай и айки. Его реализация возможна на высоком уровне овладения боевым искусством. Изучение раздела ки-но сэн является прерогативой учидэши, т.е. прямых учеников, поэтому он здесь не описан.
Синри-хо — психологическая подготовка
Приёмы психологической подготовки существовали в традиционных боевых искусствах еще в глубокой древности. Некоторые методы и тесты психофизического характера включены даже в «дэншо» традиционных Школ (перечни технических действий, которые переданы адепту Школы). Бушинкан дзю-дзюцу наследует все методы синри-хо традиционных направлений бу-дзюцу. Которые изучаются в Бушинкан додзё, а также включает в программу обучения некоторые методы других направлений. Знания и умения раздела синри-хо обычно входят в передачи практик шодэн, чудэн и окудэн. Получаются адептами Школы, достигшими соответствующего уровня.
К приемам синри-хо относятся некоторые медитативные приемы «мокусо». Приемы, связанные с концентрацией на дыхательных упражнениях. Практики психофизической релаксации и концентрации. Методы визуализации и внутреннего настроя.
Среди прочих способов тестирования уровня занимающегося, на разных этапах подготовки используются методы «хитааси» — огнехождение. Воздействия на расстоянии «бойосэ». Работа с раскалённой металлической палочкой «тэцудзё шигоки». Умения лежать с отягощением и выполнять движения на битых стеклах. Также ряд подобного рода практик. На мастерском уровне практики усложняются и включают более сложные приемы психофизического тренинга.
Рирон — теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка в Бушинкан Джиу-Джитсу довольно разносторонняя. К ней относятся знание принципов выполнения технических действий Школы. Знания биомеханики и физиологии. История. Психологические и философские концепции, понимание символики Школы, понимание иерархии и правила общения. Основные принципы боевого искусства.
5 принципов боевого искусства (гори но Бугэй):
- Принцип естественности (сидзэн-ри).
- Принцип достижения результата минимальными усилиями (ин син тонкэй).
- Принцип единства оружия и тела (кен тай ичи йо).
- Принцип своевременности (дэ ай).
- Принцип текучести (нагарэ-ри)
Сидзэн-ри
Принцип естественности и рациональности положен в основу всех видов традиционного и современного боевого искусства. Данный принцип предполагает применение любых технических действий выполняемых в бою, или на тренировке. Выполняются таким же образом, как и другие движения, используемые в обыденной жизни. Добиться такой естественности можно, лишь осознав, что вся жизнь последователя Школы боевого искусства является его тренировкой.
Ин Син Тонкэй
Этот принцип говорит о необходимости использовать технические и тактические навыки. Не противопоставляя противнику физическую силу или другие, чисто физические характеристики. Знание биомеханики и анатомии. Использование ряда других аспектов боевого искусства приводят к реализации этого принципа. Позволяет добиться результата минимальными усилиями.
Кен Тай Ичи Йо
Этот принцип говорит об осознании себя самого, как оружия. Оружие, как не более чем полезный, но не необходимый в поединке предмет. В случае с использованием оружия, оно должно стать естественным продолжением руки адепта.
Дэ Ай
Любое техническое действие должно быть выполнено в нужном месте и в нужный момент времени. Иначе оно становится бессмысленным. Например, блок от удара в голову выполненный раньше или позже этого удара превращается в ненужное действие. Которое приводит в первом случае к потере энергии и раскрытию своей защиты на других уровнях. А во втором случае может стать просто невозможным.
Нагарэ-ри
Принцип текучести предполагает плавное изменение технических действий. Смену тактики, немедленно видоизменяющую рисунок боя в зависимости от ситуации. Как вода, мгновенно заполняющая каждую вновь появившуюся пустоту.
Мастера боевых искусств считают, что этого можно достичь, обладая большим арсеналом технических действий. Умением применять их в любой, даже самой нестандартной ситуации. Важным аспектом этого является применение принципа текучести для своего сознания. Сознание не должно фиксироваться на мыслях о каких-либо технических приемах или фазах ведения поединка.
5 принципов выполнения боевой техники (ги но гори):
- Уход с линии атаки (каваши).
- Выведение из равновесия (кузуши).
- Расслабление и не использование мускульной силы (ясумэ).
- Использование силы противника, его «связывание» (мусуби).
- Использование знаний анатомии и биомеханики для приложения силы (ваза).
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.