События в регионах граничащих с Украиной, а особенно в Белгородской области показали, что вопрос об организации территориальной обороны уже не первый год является актуальным. В 2014 – 2015 годах поднимались вопросы о формировании подразделений ТО, но что-то пошло не так. То ли на верху посчитали, что с этой задачей справится Росгвардия, то ли не знали с чего начать. В итоге “воз и ныне там”.
На первый вопрос мы отвечать не будем. Это пусть отвечают органы создавшие данную структуру. А вот на второй – с чего начать и как взаимодействовать с подразделениями ТО, мы постараемся ответить на примере братской Белоруссии. И так весточка из прошлого. Материал опубликован восемь лет назад.
Задачи территориальной обороны
Создание войск территориальной обороны позволит в период ведения боевых действий освободить регулярную армию. В первую очередь от охраны тыловых объектов, коммуникационных узлов и мостов. От обеспечения режимных мероприятий в период введения военного положения, ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения.
Территориальные войска будут также решать задачи по организации комендантской службы в период оперативного развертывания войск. По эвакуации населения из предполагаемых районов боевых действий, ликвидации последствий “террористического акта”. По блокированию и уничтожению незаконных вооруженных формирования во взаимодействии с внутренними войсками МВД.
Их личный состав будет привлекаться также к строительству оборонительных рубежей и ремонтно-восстановительным работам.
Как заявил первый командующий сухопутными войсками Белорусской армии генерал-майор Юрий Портнов, ‘профессиональную армию могут иметь только богатые государства, поэтому в Беларуси упор будет сделан на иррегулярные территориальные войска’. При этом командующий призвал уделить особое внимание изучению опыта партизанских формирований в годы Великой Отечественной войны.
Это ополчение будет предназначено для защиты важных народнохозяйственных и иных объектов и борьбы с диверсионными группами. Комплектоваться части территориальной обороны будут из местных жителей ‘для защиты мест своего проживания’. Для решения подобных задач территориальные войска должны быть очень хорошо обучены и подготовлены.
Плюсы в существовании войск территориальной обороны.
Первый – это то, что бойцы территориальных формирований отлично знают местность, на которой им предстоит воевать. Это существенно повышает их шансы даже в противоборстве с разведывательно-диверсионными подразделениями противника.
Второй плюс – это освобождение армейских подразделений от обязанностей по охране различных стратегически важных объектов.
Третий плюс – нет необходимости доставки подобным формированиям различного вооружения и материально-технических ценностей. Так как склады и базы, расположенны на довольно значительном расстоянии от зоны их действий. Все необходимое для успешного решения поставленных перед ними задач территориальные войска будут получать со складов и баз, расположенных непосредственно в зоне их ответственности.
И, наконец, четвертый плюс – морально-психологический. Человек защищающий свой дом, в самом что ни на есть прямом смысле, сражается с удесятеренным мужеством, отвагой и решимостью.
Весь этот положительный опыт просто крайне необходимо адаптировать к российским условиям. Объективных причин для создания войск территориальной обороны в России множество, возможностей для их создания тоже. Осталось дело за малым – за принятием политического решения на самом высшем руководящем уровне.
Вот как примерно может выглядеть территориальная оборона в Российской Федерации.
Самым крупным оперативным соединением будет являться округ территориальной обороны. Который должен создаваться в наиболее ‘проблемных’ регионах Российской Федерации. Таких как Кавказ, Дальний Восток, в регионах, примыкающих к практически неохраняемой границе с Казахстаном. Вдоль западных границ России, вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, крупных стратегических объектов (АЭС, оборонные заводы и т.д.).
- В каждом субъекте федерации, входящем в округ ТО, может дислоцироваться 1-3 условных дивизии (в зависимости от важности направления);
- Каждая условная дивизия подчиняется непосредственно региональному штабу территориальной обороны. Которые, в свою очередь, подчиняются штабу округа;
- Подразделения территориальной обороны уровня ‘взвод-рота’ должны существовать в каждом относительно крупном населенном пункте региона и подчиняться штабу условной дивизии.
Личный состав территориальной обороны
В мирное время подразделения территориальных войск существуют в режиме неполного развертывания. По согласованию с органами МВД, ФСБ, другими силовыми ведомствами небольшие подразделения территориальных войск могут привлекаться к охране стратегически важных объектов, патрулированиям и т.д. Возможно развертывание до штатной численности отельных подразделений с целью проведения интенсивной боевой учебы. Сначала на определенный период развертывается первое подразделение, затем – второе и т.д. С определенной периодичностью в каждом округе территориальной обороны должны проводиться учения. Внутренние и совместные с подразделениями регулярной армии и МВД по отработке действий в различных критических ситуациях. В случае же возникновения чрезвычайных ситуаций (крупная техногенная катастрофа, террористический акт, природный катаклизм, внешнее военное вторжение, контртеррористическая операция и т.д.) все подразделения ТО в определенный короткий период времени должны быть доразвернуты до штатной численности и приступать к выполнению стоящих перед ними задач.
Как было сказано выше, подразделения территориальных войск могут и должны снять с армейских частей и подразделений МВД обязанности по несению комендантской службы. Так же охране объектов, участию в эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации и т.д.
Комплектоваться подразделения территориальной обороны должны из местных жителей. В основном из мужчин, не менее 10-15 лет непрерывно проживающих в данной местности. Не имеющих непогашенных судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления. Высоких морально-волевых качеств. При этом условие прохождения службы в рядах Вооруженных Сил не должно играть решающей роли. Главное, чтобы претендент имел желание служить в частях ТО и был склонен к воинской организации. И при этом бы не имел проблем со здоровьем, несовместимых с владением оружием.
Руководить подразделениями территориальной обороны должны офицеры запаса или действующие офицеры. Желательно – имеющие опыт участия в боевых действиях. Рядовыми бойцами могут быть все мужчины дееспособного возраста – от 18 лет и выше.
Материально-техническое обеспечение территориальных войск
Материально-техническое обеспечение территориальных войск на первых порах может осуществляться со штатных окружных баз и складов хранения Российской Армии. В перспективе же необходимо создание целой сети таких складов исключительно для нужд территориальной обороны.
Могут последовать возражения в том плане, что еще одну армию Россия не потянет. Что мероприятие затратное и т.д. Следует возразить, что переход Российской армии на полноценную ‘полуконтрактную’ основу потребует несравнимо больших финансовых и материальных вложений. Помимо увеличения зарплаты контрактникам до приемлемого уровня, необходимо создание полноценной социально-бытовой инфраструктуры. Для них строительство жилья и т.д. Для бойцов территориальных войск этого не нужно – они уже имеют жилье. Социально-бытовой вопрос у них уже преимущественно решен.
Казаки на государственной службе
К тому же, в России территориальные войска де-факто существуют. Это – казачество, закон, о государственной службе которого был недавно подписан главой Российского государства. Казачество имеет сложившуюся веками организационно-штатную структуру. Опыт участия в различных мероприятиях по защите территориальной целостности России. Охране Государственной границы, совместным действиям с подразделениями регулярной армии и МВД. Многие казаки имеют опыт участия в боевых действиях в Боснии и Герцеговине, Приднестровье, Абхазии, Чечне и т.д. К тому же, казачьи войска и общества существуют именно в тех регионах России, где создание территориальных войск имеет первоочередную необходимость. Это Кавказ, Дальний Восток, Сибирь. Опираясь на казачьи войска, можно в кратчайшие сроки создать систему территориальной обороны на важнейших направлениях. Для этого потребуется совсем немного – создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность казачества в этом направлении. Создать структуры, которые бы решали вопросы взаимодействия между подразделениями Вооруженных Сил и казачьими войсками. Да на официальном уровне разрешить казакам владеть оружием и заниматься тем, чем столетиями занимались их предки – охраной границ.
Впоследствии же, опираясь на опыт казачьих территориальных частей, можно будет приступать к созданию подразделений территориальной обороны в других, ‘неказачьих’, регионах России.
Конечно, это – программа не одного года, а, возможно, и десятилетия. Однако приступать к ее реализации необходимо как можно скорее. Тем более, что есть как ресурсы для ее реализации, так и положительный опыт братской Белоруссии.”
2015 год
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.